Композиция сказки: чтение и анализ с помощью бумажной полоски по упрощен-ной схеме (завязка – кульминация - развязка). Закрепление понятия «композиция» на материале сказки, сочиненной накануне (с применением элементов театрализации). Просмотр фильма с угадыванием композиционных узлов.
Для анализа композиции раздаем детям бумажные полоски(обычная полоска сложенная "горкой" (методика З.Н. Новлянской). Такая же полоска – в руках учителя. Согнув ее в виде «горки», объясня-ем: первый сгиб обозначает завязку (начинается со слов «однажды…», «и вдруг…» и т.п.); вершина горки – это кульминация («главное место»); второй нижний сгиб – раз-вязка (герой побеждает, тайна раскрывается, принцесса спасена и т.д.).
Сначала опробуем нашу «горку» на знакомых сказках (Что-то простое "Маша и медведи", "КОлобок".
Попробуем сочинить собственную сказку.
Вполне возможно, что «горка» окажется задранной одним концом вверх (сказка не завершена), или вытянется в почти ровную линию (нет конфликта – нет и кульминации), или перекосится, или обнаружит несколько «вершин» - все это позволит лучше разобраться в особенностях литературной композиции.
При анализе просим ребят изобразить в виде «немых сцен» основные моменты сказок, а во время просмотра фильма угадываем завязку, кульминацию и развязку.