. Метод провокаций заключается в следующем. Для того, чтобы побудить ребенка к литературному творчеству, нужно ответить на вопрос: о чем писать? Но написать он должен о сокровенном, о том, что диктует ему чувство и воображение. Поэтому, избегая прямой формулировки темы, мы стараемся подтолкнуть (побудить, спровоцировать) ребенка к творчеству. Для этого приходится обращаться к другим видам искусства, к неконкретным формулировкам и «далеким» ассоциациям. Некоторые такие приемы использованы в занятиях №№ 22-28.
Музыкальную пьесу, побуждающую к сочинительству, нужно выбрать «сю-жетную», обладающую внутренней драматургией. Обычно это программная музыка, встречающаяся в музыкальной литературе часто.
Предварительно произносим такой, например, текст:
- У композитора Прокофьева была бабушка, которая рассказывала ему замеча-тельные сказки. Когда Прокофьев вырос, он эти сказки пересказал при помощи зву-ков, так их и назвав: «Сказки старой бабушки». Сейчас мы послушаем одну из них (всего сказок четыре) и постараемся повторить с помощью слов и рисунков.
Для рисования на этот раз выдаем детям по несколько листов небольшого «от-крыточного» формата, соответствующего рамке эпидиаскопа (если этого прибора нет, все равно небольшой формат облегчает работу, позволяет довести ее до конца). На каждом листе заранее очерчиваем место для подписей. По существу, дети создают сейчас свой первый маленький диафильм, его даже можно отснять на обратимую пленку или на видео. В любом случае, нужно постараться, чтобы он получился краси-вым и интересным.
Для игры «Цветные флаги» раскладываем на столе большое количество бу-мажных прямоугольников самых разных цветов.
Задачу ставим так:
- Вы проезжаете мимо горы, на вершине которой стоит замок. Жители замка вывесили флаг, чтобы сообщить нам о важном событии: может быть, нас приглашают на свадьбу принцессы, или она уснула мертвым сном; может быть, просят спасти от великана или предупреждают о страшной болезни (подобных «сигналов» можно со-чинить множество).
- Вы должны выбрать 2 – 3 цветных полоски, составить из них сообщение, - а остальные попробуют угадать, о чем идет речь.
«Флаги» выклеиваем на лист бумаги, «сигналов» у каждого автора может быть несколько. После угадывания подписываем под флагами их значения, отмечаем самые выразительные.